Вход

АВТОРИЗАЦИЯ

Регистрация Забыли свой пароль?
info@project4x4.ru
Пн-Пт:10-19/Cб-Вс:11-18
8 800 333 58 94 (Звонок по России бесплатно)

Экспедиция "Ямал - Национальное Достояние" Часть 7.

Ну вот, пришло время завершать рассказ о нашей экспедиции на полуостров Ямал и подводить итоги. Эта часть заключительная.




Последний рывок.
На следующий утро погода была еще чудесней, чем накануне. Мы много останавливались для фото- и киносъемки, общались с оленеводами, снимали работу дальнобойщиков. Вот так выглядит человеческий форпост в тундре.




 Так мы и ночевали дружно.



 Помните, в предыдущих частях, я рассказывал о том, как на местном слэнге называют самосвалы и бензовозы. А вот перед вами агрегат для прогревки двигателей тяжелой техники. Используют в аэропортах. Это что-то типа огромного фена. А зовут его "Горыныч".




Зимник не всегда заливают, как каток. Иногда обходятся обычной волокушей, которой трамбуют снег. Если снег не особо плотный, то узкими как у нас колесами можно быстро прорезать колею и сесть на пузо. Тут главное идти внатяг, по возможности меньше работая газом и тормозом. Тормозить лучше двигателем. В общем, зимний вариант торможения.




 Чудо-техника. В Москве, пожалуй, такой и не увидишь.



 Эту горку все грузовики объезжают, так как она довольно крутая и сплошной лед. Мы же можем себе позволить проехать прямо.



 Все-таки в потолочной консоли что-то есть... Думаю, что надо себе такую поставить.



 Очередное озеро.



 Штурман нашего экипажа и оператор Максим. Монтаж фильма сейчас лег на его плечи. Я, скорее, не мешаю :-)




Обидно, но за всю поездку не встретили ни одной оленьей упряжки. Коренное население все больше гоняет на снегоходах, которыми их снабжает "Газпром". Кстати, по рассказам местных, помощь коренному населению здесь оказывается довольно серьезная. Но основная беда ненцев, хантов и манси, такая же, как и чукч - страсть к спиртному. Хорошая водка в тундре на вес золота и валюта. Бензин, кстати тоже. Не все используют генераторы на дизеле, некоторым нужен и бензин, да и снегоходы нужно заправлять.



Вот мы уже приближаемся к Новопортовскому месторождению.





 За ночь зимник немного почистили, поэтому до КПП Новопортовского НГКМ мы добрались за четыре часа. До поселка Новый порт оставалось всего 25 километров.




Когда я пошел регистрировать нашу экспедицию в журнале учета, начальник охраны меня спросил:
- Куда едете?
- В Новый порт.
- А лебедки у вас есть?
- Да, а что?
- Без них не проедете. Там целина. Пару дней назад еле Урал вытащили. А сейчас опять все замело.

Как позже выяснилось, начальник охраны не преувеличивал – до Нового Порта действительно была целина. Зимник представлял из себя слегка придавленный волокушей снег. Единственное, что нам хоть как-то помогло – это то, что навстречу из поселка мы встретили «Егеря» и Камаз, которые сделали колею. Вот и сам зимник.



 Так ехать, без преувеличения, 25 километров. А потом еще и возвращаться.



 Это только кажется безобидным. На обратном пути я умудрился даже присесть ненадолго.




Колеса мы стравили до 0,5 атм еще в самом начале пути, так что сейчас проделывать эту обязательную операцию не пришлось. Включаем вторую пониженную передачу, подключаем все блокировки, а далее движемся в натяг и не останавливаясь. Большую часть пути преодолеваем по колее от встречных машин. При этом левым колесом падаем в колею, а правое остается на целине. Сцепление с левой стороны с уплотненным снегом становится лучше, правая сторона разгружается и, если не останавливаться, то не зарывается в снег. Так мы и добрались примерно через полтора часа до поселка Новый порт, а еще через десять минут уже стояли на берегу Обской губы. Когда мы увидели, наконец, впереди поселок Новый Порт, я сразу вспомнил фильм "Безумный Макс" и знаменитую игру Fallout - классику постапокалипсиса: выжженная и зловещая пустошь, а посреди нее за мощными стенами из старых автобусов и грузовиков возвышается город...






 А жители этого города ведут уединенный образ жизни и редко кто приходит сюда. Shady Sands, короче. Кто в теме, тот поймет.

 

   
Все. Мы вышли на берег. Конечная цель экспедиции достигнута.




Ямальский мерзлотник.
Мы и не догадывались о том, что в Новом Порту находится одно из  семи «чудес света» ЯНАО, так называемый «Мерзлотник».



 Вырубленный на глубине под землей в вечной мерзлоте, он был построен в 50-е годы прошлого века трудом спецпреселенцев и ссыльно-эвакуированных, а также силами работников Новопортовского рыбозавода. На сегодняшний день это сооружение - самое крупное в мире хранилище замороженной морепродукции, сделанное в многолетних мерзлых породах с использованием ручного труда.




«Мерзлотник» функционирует по своему основному назначению уже больше 60 лет, и за все эти годы не подвергался крупным перестройкам и реконструкциям. Состоит из трех основных штолен, наибольшая протяженность которых достигает 140 метров. Общая занимаемая площадь около 1 га.


Такие стены уже нужно ремонтировать. Делают это лопатами. Причем делают это женщины...




Пол в «Мерзлотнике» – чистый лед. Думаю, что если бы Сборную России по хоккею после фиаско на последнем Чемпионате мира запереть в этих казематах, то уже через две-три недели она покажет отличную командную игру. А если не покажет, оставить там еще на пару недель.
Ремарка: текст статьи писался в 2013 году после фиаско нашей команды на ЧМ 2013. На чемпионате мира 2013 года сборная Россия впервые за шесть лет не сумела выйти в полуфинал, уступив в 1/4 финала сборной США с разгромным счётом 3:8.



Вход в мерзлотник.




Встречи
Посетив «Мерзлотник» и затарившись рыбой в местном магазине, мы решили больше не задерживаться и отправиться в обратный путь. Был, конечно, соблазн отдохнуть ночь в местной гостиничке, но где гарантия, что через час не повалит снег и мы не окажемся отрезанными от технологического зимника, обслуживающего Новопортовский НГКМ. Времени было уже почти пять часов вечера, так что до наступления темноты оставалось всего пару часов.




Пока рассаживались по машинам, к нам подошел несколько странно одетый для здешних мест молодой человек – легкая туристическая курточка, за спиной стильный рюкзачок, на голове ничего. Спросил, каким маршрутом мы добирались до Нового Порта. А потом признался, что видел нас в гостинице в Салехарде, сам только сегодня (!) оттуда, и сейчас отправляется дальше - на мыс Каменный (еще 100 км к северу от Нового Порта).  Мы приоткрыли рты и осторожно поинтересовались, на чем же он перемещается? «А я на вертолете путешествую»…
Вот она. Фиолетовая тундра.



До Новопортовского НГКМ добрались без проблем, сразу применив уже отработанную «одноколейную» технику перемещения по целине. По пути, еще не так далеко за поселком, встретили застрявший встречный Камаз. Притормозили на свободном от снега участке, поинтересовались, чем можем помочь (хотя, какая там помощь от муравьев застрявшему в болоте слону). Ребята сказали, что уже вызвали на подмогу тяжелую технику. А потом признались, что видели нас в Надыме. Да, незамеченным в этих краях не проскочишь… Ночуем на КПП.



Пока устраивались на ночлег возле КПП Новопортовского НГКМ, невольно наблюдали, сколько машин постоянно приходит сюда. Прикинули экономику и пришли к выводу, что в освоение этого месторождения вкладывается денег, наверное, не меньше, чем в олимпийские стройки. Вот так, без лишней помпы, без криков и истерик, трудом  молодых ростовчан, пермяков, калужан, псковичей (всех и не перечислить)  потихоньку укрепляется экономический потенциал страны. Мир полного привода.



 Кто-нибудь может точно сказать, что это за конструкции?




Друг человека
Следующее утро снова радовало нас погодой. Мы проехали по территории месторождения, еще раз поразившись размаху строительства, и двинулись в путь. Закрадывалось ощущение, что хорошая погода - это ненадолго. Поэтому мы решили постараться засветло добраться до вышки Аледина и ночевать уже там.




По дороге с нами случилось странное происшествие. Представьте себе: голая тундра без единой «зацепки» для глаза до самого горизонта. До ближайшего пункта дорожников – единственного островка цивилизации – несколько десятков километров. И вдруг наперерез выбегает небольшая собака из тех, что живут у коренного населения и кочуют вместе со стадами оленей.

Собачий лай иногда переходил в протяжный вой, и мы со штурманом, который всю жизнь занимался дрессировкой собак, поняли, что собака нас куда-то зовет. Попросили ребят остаться на дороге, а сами оделись, взяли рации и бинокль, надели лыжные маски (отличное средство от ярчайшего солнца, слепящей белизны снега и ветра) и пошли за собакой в тундру.

Собака время от времени останавливалась и подгоняла нас лаем, при этом бежала вперед в одном направлении, искусно выбирая места с прочным настом. Мы же ковыляли за ней, периодически проваливаясь по колено, пока по звуку под ногами не научились определять изменение толщины наста.
Все еще осложнялось тем, что во второй половине дня у меня опять поднялась температура, так что в какой-то момент штурман, видя это, попросил меня остаться на каком-то возвышении в качестве ориентира, а сам пошел дальше. Я лег прямо на снег, пытаясь отдышаться. Наши комбинезоны довольно хорошо держат тепло, поэтому я лежал на снегу и при этом не чувствовал холода. Маска спасает от ветра, но и рулить в ней лучше, чем в обычных очках. Особенно, когда высокая температура и глаза режет от обычного света. Не то, что от солнца в тундре.




Вокруг стояла абсолютно мертвая тишина. Мы ушли довольно далеко, и не было слышно даже двигателей наших автомобилей.  Теперь я понимаю, как люди засыпают на морозе и замерзают – меня разбудил голос штурмана в рации. Он сказал, что собака в нескольких километрах от него и, то ли что-то роет, то ли пытается кого-то тащить. Разрешения бинокля уже не хватало, чтобы рассмотреть все подробно. Посоветовавшись, мы приняли решение забить в навигатор координаты места нашей остановки и как можно скорее добраться до ближайшего дорожно-ремонтного пункта (ДРП), чтобы рассказать обо всем спасателям.

Мы доползли до машин, и уже через 20 минут сообщили координаты остановки дежурным на ДРП, а они связались со спасателями на Новопортовском НГКМ. Те же в свою очередь сказали, что сейчас съездят на Трэколах к тому месту в тундре, где осталась собака. Жаль, мы так и не узнали, чем же закончилась эта история.
Надеюсь, что ребята не проигнорировали наше сообщение. Для них туда добраться - вообще не проблема.




Вечером мы добрались до вышки Аледина и увидели, что из-под днища оставленного здесь Диско идет выхлоп. Ребята за четыре дня смогли починить машину. Оказалось, что причиной поломки стала вода, попавшая в топливную систему. То ли снега метелью сыпануло, когда ребята еще под Пермью заливались из канистры, то ли в сломанную горловину бензобака метелью надуло... В общем, последний раз мы их заводили на следующий день, когда машина опять заглохла примерно на полпути от вышки до Лабытнанг. Чтобы это не повторялось, нашим штатным техником им было предписано всю оставшуюся часть пути до Москвы держать залитым не менее полубака.


Дорога домой
На следующее утро мы попрощались с уже ставшим для нас родным человеком Аледином и отправились в Лабытнанги. В ночь погода снова испортилась. Дорога до Лабытнанг оказалась завалена снегом, который не прекращался и днем, и только на голых возвышенностях нам удавалось увеличить скорость.
От Лабытнанг двигаться в сторону дома мы планировали по зимнику Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги, но из-за обильного снегопада его закрыли для проезда. Поэтому пришлось возвращаться по зимнику Салехард – Надым, все-таки мы уже по нему ездили. На этот гражданский зимник после метели пускали только полноприводную технику в составе колонн. На КПП нас опять всех переписали и выдали памятки – как вести себя на зимнике. Первые километров 30 пришлось изрядно порубиться – уборочная техника сюда еще не успела дойти.
В Надыме мы сделали долгожданную дневку. Надо было привести в порядок технику, а мне отлежаться – все последние дни я ходил с высокой температурой.

А дальше был четырехдневный перегон по маршруту Надым – Сургут – Игра – Нижний Новгород – Москва. Я специально хотел остановиться в одном из моих любимых городов – Нижнем Новгороде. Когда добрались до гостиницы, побросали вещи, заказали две машины такси и поехали на главную площадь города перед Кремлем в круглосуточный спортбар - отмечать завершение экспедиции.

Цели были достигнуты: мы вышли на Ямал, добрались до Обской губы и вернулись назад своим ходом. Отсняли много фото- и видеоматериала для фильма, посетили месторождения, познакомились с интересными людьми и увидели настоящее лицо Севера.
Ямал долго испытывал нас, но все-таки пустил к себе. Много чего было: и заглохший Диско на галстуке в пургу ночью, и колеи от Камазов, в которые мы проваливались, и целина до поселка Новый Порт, и внезапная болезнь всей команды, и собака, ведущая нас в тундру. Так что забудьте про покорение Севера. Его невозможно покорить, ему можно только доказать, что ты готов идти еще немного дальше. И тогда он приоткроет свои тайны.



Спасибо всем, кто нам помогал в поездке и кто за нас переживал. В первую очередь благодарим наших родных за терпение. Также благодарим наших партнеров, без которых эта экспедиция не смогла бы состояться: компанию ООО «Спецгеологоразведка» (http://www.specgeo.su/), компанию «Авто АЛЕА» (http://www.landrover.alea.ru/), ЗАО «Эберспехер климатические системы» (http://www.otem.ru/), компанию «Делорм Инрич Рус» (http://delorme-inreach.ru/) и лично Олега Кириченко – за финансовую и техническую поддержку.
Отдельно выражаем благодарность сотрудникам ООО «Газпром добыча Надым» и лично генеральному директору Меньшикову Сергею Николаевичу, а также нашему многолюдному Международному клубу Land Rover (http://lr-club.com/) и лично президенту клуба Дмитрию Захарову за организационную поддержку экспедиции.

Экспедиция "Ямал - Национальное Достояние" окончена!

Автор статьи: Никита Кузнецов.
Возврат к списку

Комментарии (0)

Войдите

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

другие отчёты

3 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 1)

Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия

18 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 2)

Во второй части отчета речь пойдет:
- об Осударевой дороге - первой государственной дороге в Республике Карелия. Сейчас, когда мир окутан паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия трехсотлетней давности новых надежных морских торговых путей.
- о том, что же на самом деле произошло деревне Петровский Ям в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

19 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 1)

В первой части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по Кольскому полуострову, включая полуострова Средний и Рыбачий. Цель -- мыс Немецкий (самая северная точка европейской России) и хребет Муста-Тунтури, где в годы войны столкнулись две сильнейшие армии мира и развернулись кровопролитные сражения.

20 Декабря 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 2)

Во второй части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом. Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по полуострову Рыбачий. От мыса Немецкий до Цып-Наволока.
Маршрут: мыс Немецкий - Мыс Скорбеевский (заброшенный военный гарнизон) - Май-Наволок - Зубовская Губа - Цып-Наволок - полуостров Средний - Швабская дорога - Печенга.
Цель: посетить далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), пройти по военной немецкой дороге (Швабской дороге) и посетить военное кладбище в Печенге (Петсамо).

еще отчёты
Сервис звонка с сайта RedConnect