Вход

АВТОРИЗАЦИЯ

Регистрация Забыли свой пароль?
info@project4x4.ru
Пн-Пт:10-19/Cб-Вс:11-18
8 800 333 58 94 (Звонок по России бесплатно)

Экспедиция "Ямал - Национальное Достояние" Часть 5.

Итак, рабочий день подошел к концу и можно спокойно за чашечкой кофе опубликовать еще одну главу рассказа о нашем путешествии на край земли.




Дыхание Севера
Проспали мы до середины следующего дня. Метель бушевала всю ночь и не собиралась заканчиваться. Когда мы все-таки заставили свои организмы вылезти из спальников, то первым делом пошли знакомиться с хозяином, который так любезно нас приютил.










Неожиданно обнаружилось, что, самочувствие всех членов команды резко улучшилось: внезапная болезнь сменилась таким же стремительным выздоровлением. Что с нами было, мы так и не выяснили. Кто-то из нас предположил, что это месть со стороны мумии шамана, которую мы, наверное, не очень почтенно фотографировали в музее имени Шимановского в Салехарде. Мы стоим, в общем, на материалистической платформе, но кто его знает… Аледин с улыбкой выслушал наши благодарности, и тут же угостил шикарным кофе, сваренным в жестяной кружке.




Пока пережидали пургу, смотритель поведал нам много интересных историй об этой дороге, о людях, с которыми его сталкивала здесь жизнь. Дело в том, что к нему почти каждую неделю кто-нибудь заезжает, как мы. Один раз ему пришлось спасать заблудившегося водителя, который в метель вышел из машины по малой нужде… и не нашел дорогу обратно. Хорошо, что это случилось недалеко от вышки. Аледин разглядел сквозь пургу свет фар и пошел к машине. Водитель к тому времени уже засыпал в сугробе. Обмороженного мужчину Аледин притащил к себе в вагончик и несколько дней отхаживал. Вот и в этот раз на вышке отдыхали дорожники. Тракторист Григорий занимается расчисткой трассы на участке от вышки до Паюты. Он тоже рассказал нам много интересного о жизни в ямальской тундре.



Балок состоит фактически из тамбура (прихожей), кухни и спальни, где могу разместиться от 6 до 8 человек.




Григорий подружился с Аледином и периодически останавливается у него в балке. Остальные дорожники при нас в балок не заходили, а предпочитали жить в кунге своего Камаза.




Такие сталактиты  вырастают здесь за ночь.




Аледин и наша маленькая компания.




К пяти часам вечера метель немного стихла, и мы решили перебазироваться в Паюту, до которой оставалось еще 35 километров. Григорий выехал вперед на грейдере, чтобы расчистить путь, и мы уже мысленно готовились к ночевке. Но примерно в 10 км от станции случилась неприятность. Автомобиль третьего экипажа (тот, что на пружинной подвеске) заглох на ходу, а попытки запустить двигатель ни к чему не привели. Тогда мы решили дотащить его на тросе до Паюты в надежде, что в поселке найдется теплый гараж, где мы сможем разобраться с поломкой. Все-таки это большая станция, балков, примерно, на пятьдесят, и здесь всегда «толкается» много тяжелой техники.

Дорога до Паюты. Здесь отсыпка здорово продувается, так что проблем с движением не возникает.



Виды просто фантастические. Ни одного куста, ни одного дерева. Только заснеженная тундра уходит до самого горизонта.



К тому моменту, когда мы добрались до Паюты, уже полностью стемнело. Кроме того, опять начала усиливаться метель.




На станции мы узнали, что единственный теплый бокс занят разобранным Уралом. Тогда Григорий предложил закатить аварийную машину в неотапливаемый эйлинг, чтобы хотя бы обеспечить защиту от ветра. Он пару раз двинул ковшом, отгребая снег от въезда, а дальше начались наши пляски вокруг намертво вставшего в снегу Диско. И тут как-то очень кстати появились пятеро ненцев, которые быстро уточнили у нас вопрос о наличии жидкой валюты и весело затолкали тяжелый внедорожник в бокс. Получив гонорар, намекнули, что они тут поблизости, и если что, готовы толкать машину хоть до берега Карского моря, после чего снова исчезли в метели. Ну а мы преступили к осмотру машины.

Женя с помощью люстры дает подсветку.






На первый план выходит путешествующий в качестве штурмана второго экипажа шеф-тренер «Авто АЛЕА» Алексей, который, немного пошаманив, делает предположение, что неисправен топливный насос. Понимая, что без подъемника, на снегу и в полной темноте мы вряд ли что-то сможем сделать, принимаем решение возвращаться к Аледину. Местные мужики отговорили нас оставлять машину в Паюте. Сказали, что наши добровольные помощники, которые дружно заталкивали Диско в бокс, так же дружно разберут его за ночь на запчасти, если мы оставим машину без присмотра.

Алексей "нервно курит". Прогнозы пока неутешительный - если умер топливный насос, то придется резать дыру в днище из салона, чтобы до него добраться. А какие варианты? Снимать топливный бак без подъемника в -36?




Делать нечего. Опять цепляем Диско на галстук, чтобы тянуть его обратно к вышке. К тому времени уже во всю мело. Жители Паюты крутили пальцем у виска, видя, как мы отправляемся в путь. Они предупредили, что вчерашняя ночная метель – детская шалость по сравнению с тем, что скоро начнется.  Однако мы решили все-таки, что успеем проскочить эти 35 километров. Других вариантов в любом случае не было.

Путь от Паюты до вышки оказался самым трудным отрезком за все время нашего путешествия. Порвали один трос, потом я чуть не опрокинулся, пытаясь забраться на железнодорожную насыпь и затащить заглохший автомобиль. Дело в том, что автомобильных мостов здесь практически нет, но некоторые железнодорожные мосты на крайний случай приспособлены для проезда автомобилей. Пока мы со штурманом разведывали в темноте переправу через реку, зимник окончательно замело. Кое-как, ориентируясь на  пробивающийся через метель свет «люстры» и ложась грудью на ветер, который, кажется, дул сразу со всех сторон, вернулись к автомобилям и решили заползать на насыпь. Со второй попытки, по сложной траектории нам это удалось. В условиях нулевой видимости мне опять пришлось довериться штурману и двигаться, выполняя его команды, передаваемые по рации. Забравшись наверх, снова подцепили и не без труда втащили на насыпь аварийный автомобиль.

Последние 7-8 км мы ехали исключительно по нашему дневному треку. Второй экипаж, который шел в авангарде, уже ничего не различал дальше капота, а утренний трек у ребят не сохранился, и мы, ориентируясь по навигатору, подсказывали им по рации, через сколько метров и в каком направлении надо искать очередной поворот дороги. Так, со скоростью раненой в ногу черепахи, глубокой ночью мы, наконец, доползли до вышки.

Когда затаскивали Диско на территорию, Аледин через окно снимал все это на  камеру телефона. Утром посмотрели – вроде ничего, выглядит вполне "героически". Думаю, что эту запись мы вставим в фильм. Своих-то кадров ночного «приключения» у нас особо и нет - было не до съемок.


Сход-развал подручными средствами
Метель опять бушевала всю ночь и почти весь следующий день. Настроение было у всех на нуле, поскольку экспедиция находилась на гране срыва. Ребята из третьего экипажа были очень подавлены. Они полдня вместе с Алексеем пытались установить причину поломки.

Заметно потеплело.




Григорию тоже досталось накануне. У него в тракторе умерла печка и пока добрался до вышки успел обморозить себе пальцы ног. Весь вечер растирали. К утру, вроде, отошло.




Кроме этого, возникли проблемы и у второго экипажа. Женя, так зовут пилота, несколько раз здорово налетел на кочки, и у его Диско, что называется, «ушел развал». Развал нам пришлось делать старым дедовским способом с помощью веревочки. Вот описание этой процедуры. Берём любой шнур и магнитом прихлопываем кончик к капоту, как раз на одной линии с центром колеса. Опускаем веревочку свисать по линии центра. Чтобы не качалась, привязываем на кончик гайку. Таким образом, мы имеем свисающую до земли верёвку на линии оси колеса (напротив гайки ШРУСа). Дальше простой школьной линейкой измеряем разницу - сколько от боковины покрышки до веревки вверху и внизу.

Должно быть одинаково. Если не одинаково, изменяем развал ползуном, вращая болт. И так, пока все не выровняется. Потом повторяем процедуру с другим колесом.




Штурман нашего экипажа все-таки смог заснять этот процесс.




Выспавшись после ночных приключений, Григорий решил помочь.




После полудня метель немного стихла. Причину поломки автомобиля установить так и не удалось, и экипаж третьей машины принимает решение остаться в гостях у Аледина. Нас же ребята просят продолжить путь двумя машинами, так как времени остается все меньше, а цели экспедиции пока не достигнуты - мы все еще не вышли на берег полуострова. Мы немного оттащили их автомобиль, чтобы его не заметало в случае очередной метели и стали выдвигаться в сторону Паюты двумя экипажами.


   
Прощаемся с третьим экипажем и снова выезжаем на трассу. За ночь дорога исчезла под слоем снега. За весь день по ней проехало всего несколько грузовиков, и в их колее мы запросто могли утонуть. Поэтому переметы мы пробивали, где это было возможно, проходя на скорости, но в некоторых местах приходилось махать лопатой, топтать колею и разматывать лебедки. Первый перемет, где пришлось "подергаться", встретил нас сразу на выезде с вышки.



Едем уже по знакомой дороге, но двумя экипажами.




Примерно через два с половиной часа мы опять проезжаем Паюту. От нее расходятся несколько зимников, и мы пробуем пройти дальше по одному из них. Ледовая переправа за поселком Паюта.





Замерзшие озера. Многие промерзают на полную глубину. Интересно, а как же рыба? Впадает в анабиоз?




Примерно в паре километров от станции видим опрокинувшуюся в кювет «сигару» - так здесь называют оранжевые бензовозы. Останавливаемся, видим, что людей нет. Скорее всего, авария случилась вчера ночью – водитель в метели потерял дорогу.




Движемся дальше. Вроде все неплохо, но в какой-то момент на спуске к одной из переправ под нашей машиной исчезает опора, и она ложится на брюхо. Вроде по виду такая же заснеженная дорога, как и до этого, а вот поди ж ты. Тормозим по рации второй экипаж и пробуем протоптаться вперед до выхода с переправы, но метров через тридцать окончательно застреваем. Опять начинается метель, нашу колею заносит буквально на глазах, и мы понимаем, что если срочно не выберемся, то потом второму экипажу в горку из сугробов нас будет уже не вытянуть. Быстро разматываем лебедку второго Диско, удлиняем ее тросом, и отбрасываем снег из-под задних колес нашей машины, пока ее постепенно вытаскивают на твердый берег.

Пока упражнялись в снегу, начало темнеть, так что было решено вернуться в Паюту и заночевать там в окружении всю ночь тарахтящих грузовиков. Многие водители, как и мы, спят в машинах. Но двигатели не глушат даже те, кто ночует в вагончиках – на улице далеко за -30.

Пока мы кувыркались в сугробах, Камаз уже начали вытаскивать.




 Кстати, подавляющее большинство грузовой техники на Ямале оснащено дополнительными печками. Я пообщался с несколькими водителями и заметил, что у большинства из них установлены печки именно производства Eberspacher, не смотря на то, что печки разных производителей все они называют одинаково.

Так выглядит поселок Паюта.




 В этот вечер мы решили не употреблять сублимированные продукты, а приготовить классические макароны с тушеной. Делать это в машинах было неудобно, поэтому откинули задний борт. Готовили почти два часа, постоянно меняя баллоны с газом. Они просто замерзали.




Продолжение следует...

Автор: Никита Кузнецов.
Возврат к списку

Комментарии (0)

Войдите

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

другие отчёты

3 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 1)

Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия

18 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 2)

Во второй части отчета речь пойдет:
- об Осударевой дороге - первой государственной дороге в Республике Карелия. Сейчас, когда мир окутан паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия трехсотлетней давности новых надежных морских торговых путей.
- о том, что же на самом деле произошло деревне Петровский Ям в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

19 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 1)

В первой части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по Кольскому полуострову, включая полуострова Средний и Рыбачий. Цель -- мыс Немецкий (самая северная точка европейской России) и хребет Муста-Тунтури, где в годы войны столкнулись две сильнейшие армии мира и развернулись кровопролитные сражения.

20 Декабря 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 2)

Во второй части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом. Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по полуострову Рыбачий. От мыса Немецкий до Цып-Наволока.
Маршрут: мыс Немецкий - Мыс Скорбеевский (заброшенный военный гарнизон) - Май-Наволок - Зубовская Губа - Цып-Наволок - полуостров Средний - Швабская дорога - Печенга.
Цель: посетить далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), пройти по военной немецкой дороге (Швабской дороге) и посетить военное кладбище в Печенге (Петсамо).

еще отчёты
Сервис звонка с сайта RedConnect