Вход

АВТОРИЗАЦИЯ

Регистрация Забыли свой пароль?
info@project4x4.ru
Пн-Пт:10-19/Cб-Вс:11-18
8 800 333 58 94 (Звонок по России бесплатно)

Экспедиция "Ямал - Национальное Достояние" Часть 4.

Ну вот, как я и обещал, начинается самая интересная часть нашего путешествия. Так что, приглашаю вас вновь вместе с нами окунуться в мир голубой заснеженной тундры на краю земли. Вместе мы снова отправимся на полуостров Ямал, который еще совсем недавно, в марте, долго испытывал нас на прочность, но потом все-таки решил допустить в свои владения и подарил несколько сказочных солнечных дней посреди снежного безмолвия.




Северное гостеприимство
Вот и остались позади Новый Уренгой, Надым и Салехард, а мы движемся дальше на север – к выходу на полуостров Ямал. Последний большой «очаг цивилизации» на нашем пути – Лабытнанги. Городок находится в двадцати километрах от Салехарда на противоположном берегу Оби и добраться до него зимой можно по ледовой переправе. Когда же Обь вскрывается, сообщение с Салехардом осуществляется с помощью парома. Ледовая переправа Салехард - Лабытнанги.




Отмечаемся в МЧС Салехарда и едем к переправе. Договоренность, что когда пойдем на Ямал, каждый вечер в 21:00 будем выходить на связь по спутнику.




В Лабытнангах нас встречал очень интересный человек - Евгений Сказка. Являясь заядлым путешественником, он всегда оказывает помощь тем, кто движется на Ямал или к Приполярному Уралу. Его гараж – как последний базовый лагерь перед штурмом, где можно еще раз проверить подготовку автомобилей и переночевать в теплых помещениях, пополнив запас собственных сил. Мы познакомились с Евгением на форуме Международного клуба Land Rover (lr-club.com), когда началось активное обсуждение предстоящей экспедиции. Евгений специально зарегистрировался в клубе, чтобы помочь нам информацией. А затем мы созвонились и договорились встретиться в Лабытнангах. Так что мы совсем не удивились, когда увидели, что еще одна группа автопутешественников заканчивает замену масел в гараже Евгения перед отправкой по маршруту Лабытнанги – Варкута – Андерма.  А несколько недель назад к путешествию на Харасавэй (полуостров Ямал) в его гараже готовились эстонские экстремалы.

Вот такое северное гостеприимство. Когда гараж освободился, мы загнали машины и занялись утеплением стекол привезенным с собой пенофолом. Кроили листы по форме заднего и боковых окон и клеили изнутри на двойной скотч. Тогда это показалось неплохой идеей, но теперь должны признаться: если понадобится утеплять стекла – не стоит использовать двойной скотч, который потом очень тяжело смывается. Мне, например, для этого пришлось задействовать средство для очистки тормозных дисков. Как вариант крепления утеплителя к стеклу – использование маленьких присосок от всяких игрушек и «держалок» для навигаторов.

Известный в "автомобильной тусовке" путешественник Дмитрий "СкиталецЪ" (в центре).




Утепляем стекла пенофолом. Не используйте двусторонний скотч - это зло!




Готовим жизненное пространство. Машина станет домом на ближайшую неделю.




Чтобы не стеснять хозяина и его гостей, мы решили устроиться на ночлег в машинах. А заодно проверить перед выходом на Ямал качество спальной полки и надежность утепления салона.
Забегая вперед, скажу, что в этой экспедиции нам довелось испытать все «прелести» северных путешествий – и пургу, когда не видно даже капота машины, и длинные переметы на зимниках, которые приходилось пробивать идущему первым автомобилю, и поломки, с которыми надо успеть разобраться в течение получаса, иначе потом машину уже не завести.


А еще – внезапная болезнь, которая подкосила всю команду за ночь до выхода в сторону Ямала, а затем также внезапно отступившая.
С утра у всей команды был зеленый цвет лиц, рвота до судорог и по ощущениям – высокая температура. Чтобы не расстраиваться, решили ее не измерять -  все равно вариантов никаких, ведь все ограничены отпусками, а дней остается все меньше и меньше. Следовательно, надо идти вперед, а иначе как мы потом будем смотреть в глаза одноклубникам и всем, кто помогал нам готовиться?  Поэтому, залив в себя по кружке крепкого чая и, как нам казалось, бодро попрощавшись с Евгением, мы выехали в город  -заливать во все емкости солярку. Дальше заправок уже не будет.
Евгений Сказка дает нам последние наставления перед броском. Мы уезжаем на Ямал, а он и "тамовцы" (клуб "ТАМ в России") уезжают в сторону Воркуты и далее - на Андерму. Их путь еще серьезнее, но и техника уже другого уровня.





Дорога к краю земли
Заправив под завязку баки дизтопливом и прихватив в канистрах еще по 100-120 литров на каждую машину, мы двинулись к железнодорожной станции Обская – своеобразной точки дороги на полуостров. Надо сказать, что до Обской идет отличный асфальт, который постепенно сменяется отсыпкой, идущей вдоль железной дороги. При входе на трассу – пропускной пункт, где записывают всех, уходящих на Ямал: если начнется метель и снегопад, на этой вроде бы неплохой дороге можно застрять на несколько суток. За какие-то пару часов наметаются переметы длиной метров по 200, которые  даже полноприводным грузовикам не всегда удается протоптать. Тогда выходят грейдеры и потихоньку приводят трассу в порядок.




Асфальт заканчивается районе станции Обская. Далее отсыпка, которая вытрясает душу. Разговоров среди команды становится все меньше – самочувствие ухудшается.






Видели когда-нибудь такое на деревьях?




В какой-то момент замечаем, что рация подозрительно долго молчит. Да и траектория сзади идущих автомобилей начинает несколько настораживать. Видимо, с самочувствием у всех совсем худо. Штурман нашего экипажа держался дольше остальных и с утра вел машину, но теперь и его трясет от озноба. Предлагаем всем остановиться и приготовить жаропонижающие средства. Пока кипятился чайник, кто-то все-таки решил измерить температуру - оказалось далеко за 38. Проходим вдоль машин, разливаем кипяток в выставленные в окна кружки с лекарствами. Еще пятнадцать минут, и мы снова в состоянии двигаться дальше.


Здесь шутки уже кончились. Все по-взрослому. Если не готов идти дальше, лучше повернуть, иначе можно кончить вот так. Север не терпит авантюры и легкомыслия.

Все-таки не зря мы установили в машину инвертор на 220В. Выбор пал на инвертор отечественного производства мощностью 1,5 кВт. Этого вполне хватает для подключения дрели, болгарки или для электрического чайника мощностью до 1 кВт.
Когда взбодренный организм начал оживать, я, наконец, увидел красоту настоящего Севера. Пейзаж менялся на глазах: невысокие деревья все чаще уступали место кустарникам, а потом постепенно исчезли и они. Стали попадаться сверкающие синим льдом небольшие озерки, замерзшие речки и ручьи. На открытой местности начал задувать сильный боковой ветер, постепенно перешедший в небольшую метель.


В такие минуты очень жалею, что у меня нет хорошего телеобъектива.

  


Железная  дорога, которая уходит вглубь полуострова от станции Обская, идет параллельно грунтовке, иногда пересекаясь с ней. Она служит для доставки грузов на Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение – самое крупное месторождение на полуострове, заработавшее на полную мощность в октябре прошлого года. На сегодня дорога до Бованенково - самая северная в мире из действующих железных дорог. Раньше этим статусом обладали находящиеся на одинаковой широте железные дороги Кола — Никель и Дудинка — Норильск.
Пока железная дорога строилась, для доставки грузов на Бованенково был востребован труд водителей-дальнобойщиков. Колонны грузовиков шли по зимнику почти каждый день. После открытия движения по железной дороге зимник перестали обслуживать, и сейчас грузовики ходят туда крайне редко, так как это стало слишком рискованным. Железнодорожные мосты. Иногда двигаться по ним безопаснее, чем по автомобильным.






В настоящее время идет активное освоение Новпортовского месторождения. Когда мы на третий день со второй попытки, наконец, добрались до станции Паюта и встали там на ночевку, нам сообщили в руководстве транспортной компании, занимающейся доставкой грузов на месторождение, что на маршруте Обская – Паюта – Новопортовское НГКМ курсирует порядка 150 грузовиков. А если мы хотим добраться до Бованенково, то нам надо выходить на идущий в ту сторону необслуживаемый зимник, неизвестно сколько ждать, когда в том направлении пойдет какая-нибудь колонна, и пристраиваться за грузовиками. После трехдневного снегопада для нашей техники других вариантов нет. По словам работников станции Паюты, ушедшая две недели назад в сторону Бованенково колонна грузовиков достигал ее только два дня назад. В общем, взвесив все «за» и «против», мы  решили отправиться от станции Паюта к Новопортовскому НГКМ, а затем дальше – к поселку Новый Порт, где и выйти на берег Обской губы. Тряска стала настолько невозможной, что решаем спустить колеса. Все равно рано или поздно нам придется это сделать.




Но это было потом. А пока мы ехали всю вторую половину дня по отсыпке вдоль железной дороги, и редкие проезжающие составы приветственно сигналили нам.




Где-то в самом начале трассы нам встретились джиперы из Польши – представители одной из туристических компаний. Они перевалили через Полярный Урал и озадачились, куда двигать дальше. Вначале бодро рванули вперед на север.


А когда мы притормозили, чтобы сбить температуру, увидели их в том же темпе несущихся назад в сторону Обской. Из сбивчивого рассказа мы смогли лишь понять, что «дальше, они думают, уже ничего интересного нет».  Правда, звучало это как «Да гранаты у него не той системы…». Ну, у каждого свои задачи. Наверное,
состоятельных пассажиров, действительно, не стоит без особой нужды тащить в тундру. Тем более что и южнее есть много, чего посмотреть.




Но надо признать, что Русский Север и вправду становится популярным. Например, готовя эту экспедицию, я связывался с туристами из Эстонии, которые отправились в путешествие месяцем раньше. Заканчивая тему, заметим, что сейчас уже начал развиваться так называемый «оил-туризм» - организация туров на нефтяные месторождения. Вот так.


На ночевку мы планировали остановиться в станционном поселке Паюта – крупном транспортном узле, расположенном примерно в 200 километрах от Обской. К сожалению, непредсказуемая северная погода внесла свои коррективы. Когда стемнело, задула сильная метель. Изредка встречающиеся грузовики начали прижиматься к обочинам, останавливаясь на ночлег. Мы тоже поняли, что не стоит рисковать, и стали подыскивать место для стоянки. Те, кто путешествовал по тундре зимой, знают, что для стоянки надо искать место на возвышенностях, которые хорошо продуваются. Мы на себе ощутили всю прелесть северной вьюги, когда пуржить может несколько дней. Если остановиться в низинке,  то к утру машину можно и не откапать. Если есть возможность, надо постараться накрыть машину каким-нибудь тентом, чтобы уберечь салон автомобиля от снега.


Выбирая место под лагерь, мы вспомнили, что с полкилометра назад видели у дороги радиовышку и рядом с ней пару вагончиков. Решили попроситься встать рядом на ночлег. Когда подруливали, заметили, что в одном из балков горит свет, и из окна за нами кто-то наблюдает. Как потом мы узнали – это гостепреимнейший смотритель вышки Аледин. Когда штурман зашел к нему, чтобы попросить разрешения поставить машины на территории вышки, тот искренне удивился – зачем о таком спрашивать. Сказал, что видел, как мы в пурге проехали мимо, и ждал у окна, когда мы вернемся.




Как мы заезжали на территорию вышки и выстраивали машины кормой к ветру, запомнилось плохо – опять поползла температура. Помню только, как в машину возвращается штурман и говорит, что особо больным предложили переночевать в вагончике. Но из опасения заразить хозяев мы все-таки решили ночевать в машинах. Разгребаем себе места для спальников, расстилаем матрац. Через открытую заднюю дверь в салон моментально набивается снег, который затем быстро тает под нашими температурными тушками и растекается по матрацу.  Все – спать, спать, спать…

Продолжение следует...

Автор статьи: Никита Кузнецов.
Возврат к списку

Комментарии (0)

Войдите

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

другие отчёты

3 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 1)

Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия

18 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 2)

Во второй части отчета речь пойдет:
- об Осударевой дороге - первой государственной дороге в Республике Карелия. Сейчас, когда мир окутан паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия трехсотлетней давности новых надежных морских торговых путей.
- о том, что же на самом деле произошло деревне Петровский Ям в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

19 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 1)

В первой части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по Кольскому полуострову, включая полуострова Средний и Рыбачий. Цель -- мыс Немецкий (самая северная точка европейской России) и хребет Муста-Тунтури, где в годы войны столкнулись две сильнейшие армии мира и развернулись кровопролитные сражения.

20 Декабря 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 2)

Во второй части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом. Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по полуострову Рыбачий. От мыса Немецкий до Цып-Наволока.
Маршрут: мыс Немецкий - Мыс Скорбеевский (заброшенный военный гарнизон) - Май-Наволок - Зубовская Губа - Цып-Наволок - полуостров Средний - Швабская дорога - Печенга.
Цель: посетить далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), пройти по военной немецкой дороге (Швабской дороге) и посетить военное кладбище в Печенге (Петсамо).

еще отчёты
Сервис звонка с сайта RedConnect