Примерно в 60 км от Надыма располагается один из лагерей ГУЛАГа. Здесь жили заключенные, участвовавшие в стройке железной дороги Салехард-Игарка.
Коренное население, как и 56 лет назад, обходит эти места стороной.
Лагерь находится в отдалении от зимника. В бараках и карцерах царит зловещая тишина, и только деревья иногда потрескивают от мороза. Посредине лагеря установлен православный крест в память о погибших на строительстве дороги. У основания креста мы увидели кем-то оставленный букетик цветов и пригоршню конфет…
Здесь мы попрощались с ребятами и разъехались в разных направлениях – они обратно в Надым, а мы дальше в Салехард. До него оставалось еще примерно 160 км.

,
Нам повезло, и зимник не доставил нам трудностей, только слегка утомил своей волнистостью. Удивительно, но, несмотря на сильный мороз, в некоторых местах стояли лужи. А морозец в сочетании с ветром не давал надолго выходить на улицу.
Незамерзающие ключи выбиваются из-подо льда даже при -36. Иногда лужи становятся глубиной до метра, и тогда зимник закрывают на ремонт, лужи засыпают песком. Мы видели следы такого ремонта, сделанного совсем недавно. В одном месте машины шли даже ниже уровня воды, которая стояла слева и справа от дороги, сдерживаемая смерзшимися массами песка. Дорога напоминает американские горки. С непривычки может укачать даже за рулем.
На привале нас обогнал вот такой гусеничный монстр.
Вокруг на сотни километров простирается его стихия – болота.
К двум часам ночи мы добрались до Салехарда. Почти все гостиницы были заняты, и нашей группе пришлось разделиться.
День 10. Салехард
Салехард запомнился своей жизнерадостной застройкой (очень яркие разноцветные и разностильные дома в центре города, бараки по окраинам и в переулках), роскошью своей главной гостиницы, в которой для нас не оказалось мест, мостом через реку Шайтанку, музеями, стихийным рынком, на котором пилят оленьи туши, торгуют мороженым муксуном и поделками коренных жителей, и тем, что это единственный в мире город, через который проходит Полярный круг.
На рынке в Салехарде.
Памятник Романтикам 70-х.
Стела «Полярный круг» в Салехарде.
Берег Оби в Салехарде.
А еще Салехард запомнился людьми, которые нас встречали, показывали свой город и рассказывали о его истории. Здесь мы познакомились со специалистом ГБУ «Ямалтур» Сергеем Владимировичем Шулининым, который устроил нам обзорную экскурсию по городу с посещением знаменитого Обдорского острога, а затем проводил до музея-квартиры Леонида Лапцуя, где хранитель музея Всеволод Липатов рассказал нам о жизни известного ненецкого писателя, и поведал много интересного о быте и преданиях коренных народностей Севера.
Хранитель музея-квартиры Леонида Лапцуя Всеволод Липатов.
Очень много интересного рассказал нам Всеволод о жизни в вахтовых поселках - по полгода в небольшом коллективе. Как электрик он часто летал работать на месторождения, в том числе и на Бованенковское. От него мы узнали и о приказе «Ни шагу в тундру», который был издан после того, как стали учащаться случаи, когда люди из вахтовых поселков просто вдруг уходили в тундру и… не возвращались. Рассказ Всеволода обязательно войдет в наш фильм. В Салехарде мы встретились с нашим одноклубником Вячеславом. Он ждал нас на своем Диско 3 возле мамонта - главного символа Салехарда. Там же нас ждала и съемочная группа ВГТРК. Честно скажу, что интервью оставило неприятный осадок. Журналистке особо не были интересны цели нашей экспедиции. Девушке довольно трудно было понять, что мы снимаем фильм не по заказу "Газпрома". Она не могла понять, а зачем же мы тогда приперлись сюда, если не отрабатывать бабло??
А на следующее утро мы вместе с Всеволодом Липатовым посетили Музейно-Выставочный комплекс имени Шимановского – огромное собрание экспонатов, рассказывающих об этом крае, заехали на местный рынок, где коренные жители тундры прямо с нарт ведут бойкую торговлю.
Музейно-Выставочный комплекс имени Шимановского и его экспонаты.
Так я и не понял, почему бюст самого игумена Шимановского спрятан под лестницей на второй этаж. На мой взгляд, не самое удачное место.
Вот такой вот он, малый полосатик.
Очень грустное зрелище.
Огромное количество залов. Много экранов, где можно посмотреть документальные фильмы. Сплошной интерактив. Таким и должен быть музей XXI века. В этом я еще раз убедился
в Музее воды Санкт-Петербурга.
Распрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы отправились на другой берег Оби в Лабытнанги, последний крупный населенный пункт перед нашим выходом на полуостров Ямал - в мир бескрайней фиолетовой тундры, пурги и запомнившегося на всю жизнь запаха арктической солярки.
Продолжение следует...
Автор статьи: Никита Кузнецов.
Комментарии (0)
Войдите
Войдите, пожалуйста.