Вход

АВТОРИЗАЦИЯ

Регистрация Забыли свой пароль?
info@project4x4.ru
Пн-Пт:10-19/Cб-Вс:11-18
8 800 333 58 94 (Звонок по России бесплатно)

Экспедиция "Ямал - Национальное Достояние" Часть 3.

Продолжаем рассказ о нашем мартовском путешествии на далекий край земли.




День 9. Зимник Надым – Салехард и 501-я стройка ГУЛАГ. Утром нам предстояло выйти на зимник Надым-Салехард и своими глазами увидеть 501-ю сталинскую стройку. Надымские одноклубники, с которыми мы встретились накануне, решили нас немного проводить по зимнику и показать лагеря 501-й стройки, история которой неразрывно связана с освоением этого края.

На заправке в Надыме встретили группу путешественников. Тоже снимают фильм.






 А вот и сам зимник. После метели выпускают на него только полноприводную технику и в составе колонны (минимум 2 машины).




 Но нам повезло. Зимник был хорошо расчищен.






Сейчас рядом с зимником строят участок круглогодичной дороги Салехард-Сургут, так что иногда нам удавалось выскочить на отсыпку и двигаться по ней на вполне приличной скорости.














Примерно в 60 км от Надыма располагается один из лагерей ГУЛАГа. Здесь жили заключенные, участвовавшие в стройке железной дороги Салехард-Игарка.








Коренное население, как и 56 лет назад, обходит эти места стороной.




 Разрушенные железнодорожные мосты встречаются постоянно. Брошенная "железка" идет параллельно зимнику примерно в 100-150 метрах.



Лагерь находится в отдалении от зимника. В бараках и карцерах царит зловещая тишина, и только деревья иногда потрескивают от мороза. Посредине лагеря установлен православный крест в память о погибших на строительстве дороги. У основания креста мы увидели кем-то оставленный букетик цветов и пригоршню конфет…




Здесь мы попрощались с ребятами и разъехались в разных направлениях – они обратно в Надым, а мы дальше в Салехард. До него оставалось еще примерно 160 км.

,




Нам повезло, и зимник не доставил нам трудностей, только слегка утомил своей волнистостью. Удивительно, но, несмотря на сильный мороз, в некоторых местах стояли лужи. А морозец в сочетании с ветром не давал надолго выходить на улицу.




Незамерзающие ключи выбиваются из-подо льда даже при -36. Иногда лужи становятся глубиной до метра, и тогда зимник закрывают на ремонт, лужи засыпают песком. Мы видели следы такого ремонта, сделанного совсем недавно. В одном месте  машины шли даже ниже уровня воды, которая стояла слева и справа от дороги, сдерживаемая смерзшимися массами песка. Дорога напоминает американские горки. С непривычки может укачать даже за рулем.











 Смеркалось :-)




 Сделали небольшой привал. Машина третьего экипажа пока ведет себя хорошо и не чихает.



На привале нас обогнал вот такой гусеничный монстр.




Вокруг на сотни километров простирается его стихия – болота.




С зимника на круглогодичную дорогу мы выбрались уже заполночь.




К двум часам ночи мы добрались до Салехарда. Почти все гостиницы были заняты, и нашей группе пришлось разделиться.


День 10. Салехард




Салехард запомнился своей жизнерадостной застройкой (очень яркие разноцветные и разностильные дома в центре города, бараки по окраинам и в переулках), роскошью своей главной гостиницы, в которой для нас не оказалось мест, мостом через реку Шайтанку, музеями, стихийным рынком, на котором пилят оленьи туши, торгуют мороженым муксуном и поделками коренных жителей, и тем, что это единственный в мире город, через который проходит Полярный круг.

На рынке в Салехарде.








 Ребята очень ушлые. Вы думаете - это мы над ними смеемся? Нет, это они над нами смеются. И мы в этом убедились в Надыме, когда, выходя из магазина натолкнулись на пятерых хантов (или ненцев?). - Мужики, где здеся можно купить водка-шмотка? - Да вот, в магазине. Но мы не местные. - А вы откуда? - Из Москвы. - Из Москвы? Далек-ооо. А куда едете? - На Ямал. - Тогда своей тарантайке сразу лыжи приделывай. Вот так.





Памятник Романтикам 70-х.



Стела «Полярный круг» в Салехарде.



Берег Оби в Салехарде.




Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.




 Памятник 501-й стройке.


А еще Салехард запомнился людьми, которые нас встречали, показывали свой город и рассказывали о его истории. Здесь мы познакомились со специалистом ГБУ «Ямалтур» Сергеем Владимировичем Шулининым, который устроил нам обзорную экскурсию по городу с посещением знаменитого Обдорского острога, а затем проводил до музея-квартиры Леонида Лапцуя, где хранитель музея Всеволод Липатов рассказал нам о жизни известного ненецкого писателя, и поведал много интересного о быте и преданиях  коренных народностей Севера.

Обдорский острог, положивший начало современному городу Салехарду - одно из первых русских поселений, основанных на территории Сибири. Острог был заложен казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова, достигшими низовий реки Полуй, далеко от ее слияния с Обью.








Хранитель музея-квартиры Леонида Лапцуя Всеволод Липатов.





   

Очень много интересного рассказал нам Всеволод о жизни в вахтовых поселках - по полгода в небольшом коллективе. Как электрик он часто летал работать на месторождения, в том числе и на Бованенковское. От него мы узнали и о приказе «Ни шагу в тундру», который был издан после того, как стали учащаться случаи, когда люди из вахтовых поселков просто вдруг уходили в тундру и… не возвращались. Рассказ Всеволода обязательно войдет в наш фильм. В Салехарде мы встретились с нашим одноклубником Вячеславом. Он ждал нас на своем Диско 3 возле мамонта - главного символа Салехарда. Там же нас ждала и съемочная группа ВГТРК. Честно скажу, что интервью оставило неприятный осадок. Журналистке особо не были интересны цели нашей экспедиции. Девушке довольно трудно было понять, что мы снимаем фильм не по заказу "Газпрома". Она не могла понять, а зачем же мы тогда приперлись сюда, если не отрабатывать бабло??





А на следующее утро мы вместе с Всеволодом Липатовым посетили Музейно-Выставочный комплекс имени Шимановского – огромное собрание экспонатов, рассказывающих об этом крае, заехали на местный рынок, где коренные жители тундры прямо с нарт ведут бойкую торговлю.



 Музейно-Выставочный комплекс имени Шимановского и его экспонаты.








Так я и не понял, почему бюст самого игумена Шимановского спрятан под лестницей на второй этаж. На мой взгляд, не самое удачное место.







Вот такой вот он, малый полосатик.






Очень грустное зрелище.










 Огромное количество залов. Много экранов, где можно посмотреть документальные фильмы. Сплошной интерактив. Таким и должен быть музей XXI века. В этом я еще раз убедился в Музее воды Санкт-Петербурга.













Распрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы отправились на другой берег Оби в Лабытнанги, последний крупный населенный пункт перед нашим выходом на полуостров Ямал - в мир бескрайней фиолетовой тундры, пурги и запомнившегося на всю жизнь запаха арктической солярки.
Продолжение следует...


Автор статьи: Никита Кузнецов.
Возврат к списку

Комментарии (0)

Войдите

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

другие отчёты

3 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 1)

Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия

18 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 2)

Во второй части отчета речь пойдет:
- об Осударевой дороге - первой государственной дороге в Республике Карелия. Сейчас, когда мир окутан паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия трехсотлетней давности новых надежных морских торговых путей.
- о том, что же на самом деле произошло деревне Петровский Ям в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

19 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 1)

В первой части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по Кольскому полуострову, включая полуострова Средний и Рыбачий. Цель -- мыс Немецкий (самая северная точка европейской России) и хребет Муста-Тунтури, где в годы войны столкнулись две сильнейшие армии мира и развернулись кровопролитные сражения.

20 Декабря 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 2)

Во второй части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом. Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по полуострову Рыбачий. От мыса Немецкий до Цып-Наволока.
Маршрут: мыс Немецкий - Мыс Скорбеевский (заброшенный военный гарнизон) - Май-Наволок - Зубовская Губа - Цып-Наволок - полуостров Средний - Швабская дорога - Печенга.
Цель: посетить далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), пройти по военной немецкой дороге (Швабской дороге) и посетить военное кладбище в Печенге (Петсамо).

еще отчёты
Сервис звонка с сайта RedConnect