Вход

АВТОРИЗАЦИЯ

Регистрация Забыли свой пароль?
info@project4x4.ru
Пн-Пт:10-19/Cб-Вс:11-18
8 800 333 58 94 (Звонок по России бесплатно)

Экспедиция "Ямал - Национальное Достояние" Часть 2

Всем привет. Извините за задержку, но мы только в субботу вернулись из Карелии. Совершали вояж вокруг Ладожского озера. Об этом маленьком путешествии я расскажу в отдельном посте, а сейчас мы продолжаем рассказ об экспедиции на Ямал, которую совершили, снимая документальный фильм, в марте этого года.

Пролетели четыре трудных дня постоянного движения и вот мы, наконец, добрались до "газовой столицы" края -  Нового Уренгоя.



Город Новый Уренгой имеет довольно интересную историю, напрямую связанную со строительством трансполярной железной дороги Салехард — Игарка. Дорога строилась десятками тысяч людей, которые в большинстве своём являлись заключёнными ГУЛАГа. На бывшей фактории Уренгой строители планировали остаться надолго. Но после смерти вождя стройка оказалась никому не нужна, и дорога стала «мертвой». Однако труд строителей железной дороги оказался не напрасным и помог сейсморазведчикам и геологам открыть месторождения Уренгоя.

Памятник Пионерам освоения Уренгоя, который был установлен в 2003 году на площади у здания газопромыслового управления.




В январе 1966 года сейсмическая станция В. Цыбенко, которая и была первооткрывательницей уренгойской структуры, заняла бараки заброшенного лагеря заключенных 503-й стройки. С 1973 года началось строительство Нового Уренгоя. В 1980 году ему был присвоен статус города, а в 1984 новоуренгойский газ начал поступать в Западную Европу по газопроводу Уренгой - Помары - Ужгород, длина которого составляет 4451 километр. С тех пор город активно развивается.

На одном из флагов изображена полярная сова - это символ города Новый Уренгой.




Интересная особенность: согласно закону ЯНАО № 107-ЗАО от 16.12.2004 г. посёлки Коротчаево и Лимбяяха прекратили свое существование как административно-территориальные единицы и вошли в состав города Новый Уренгой, в результате чего город получился одним из самых длинных в мире — более 80 км.

Кстати, в Коротчаево есть контрольно-пропускной пункт. В декабре 2012 года власти города ввели пропускную систему на въезд в город по причине высокого уровня преступности и деятельности террористических организаций, что фактически сделало Новый Уренгой закрытым городом. Как нам рассказали местные жители,  в настоящее время в городе большие проблемы с наркотиками, и это также стало одной из причин введения пропускной системы.


МЕДВЕЖЬЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ

Переночевав в Новом Уренгое, утром мы отправились в поселок Пангоды, что находится точно на полпути между Новым Уренгоем и Надымом. Там нас встретила съемочная группа ООО «Газпром добыча Надым», и в сопровождении их микроавтобуса мы отправились на Медвежье месторождение, где была запланирована экскурсия.




Пока ехали, началась поземка, что свидетельствует о приближающейся метели.


От Пангод до месторождения примерно 100 километров. По дороге стали попадаться представители северной фауны – полярные куропатки, песцы. Один из них никак не реагировал на наши навязчивые попытки выбрать наиболее выгодный ракурс для фотосъемки, и терпеливо ждал, пока мы уберемся. Видимо караулил мышку.






Медвежье месторождение, открытое в 1967 году и активно разрабатываемое с 1972 года, является старейшим месторождением в ЯНАО. Спустя сорок лет после открытия месторождения началась его реконструкция, главная цель которой - продолжить разработку промыслов. Нас проводили на новейший промысел ГП-9 – оснащенный современным оборудованием. Для его обслуживания нужно всего несколько операторов и инженеров-техников.

Медвежье месторождение. Промысел ГП-9.









В помещениях чистота практически стерильная. Все оборудование новое. Глаз не нарадуется. Но снимать можно только без вспышек, чтобы не среагировали датчики пожаробезопасности.





В ходе освоения Медвежьего был применён ряд технологических новшеств, в том числе впервые была использована двухколонная конструкция скважин, которая с тех пор стала применяться повсеместно. Также впервые в отечественной газовой промышленности было применено кустовое бурение, когда на одной площадке располагалось по 3-5 скважин. В итоге на Медвежьем месторождении, по площади в 500 раз превышавшем Берёзовское, площадок для бурения скважин построили всего в 1,5 раза больше. С тех пор кустовое бурение в газовой промышленности стало нормой.




На прощание нам подарили примеры того, что делает в результате эрозии газ с металлом за месяц – крепежные болты и кусок рабочей лопатки турбины. Было ощущение, будто лопатка и болты прошли через шлифовальный станок.



По дороге на промысел мы первый раз за эту экспедицию пересекли Полярный круг.



По дороге у нас произошла незапланированная встреча с представителями местного населения. На обочине мы увидели легковушку, вокруг которой ходили озадаченные суровые дядьки, попыхивая огоньками сигарет. Выяснилось, что  они налетели на арматуру и пробили бензобак, а до Надыма 100 километров по совершенно глухой трассе.
Прицепили ребят на галстук, поставили круиз-контроль на скорости 50 км/ч и потихоньку поехали.
Кстати, мой товарищ Олег с Объединенного внедорожного форума (4x4.su) перед поездкой дал нам потестить один интересный гаджет – Delorme InReach.


Не знаю, как точно эта штука называется, я бы назвал ее – спутниковый трекер. Работает она со спутниками Иридиум. В общем, друзья и родные следили за нашими передвижениями по специальной интерактивной карте, которая была выложена на форуме клуба Land Rover.
Так вот, пока мы тащили ребят до Надыма, Олег, видя нас на карте, но не зная причин нашего столь равномерного перемещения в пространстве, прокомментировал на форуме наше движение так: «Вижу ребят. Идут хорошо без остановок – ровно 50 км/ч».
По дороге пару раз останавливались, чтобы пустить мужиков погреться к нам в машину – двигатель-то у них заглохший, а на улице далеко за 30. Они изначально еще и ехать не хотели, говорили, что уже вызвонили друзей из Надыма и те скоро приедут.  Но их друзей мы увидели уже на подъезде к Надыму – ровно через 2 часа после нашей встречи с аварийным автомобилем на трассе. И за все это время нам не встретилась ни одна машина. Вот и думай, что стало бы с мужиками в замерзшей машине за те два-три часа, пока до них добирались бы друзья. Живы, конечно,  остались бы, но покрышки пришлось бы жечь.
Надым
На следующее утро за нами приехал автобус ООО «Газпром добыча Надым», и повез на экскурсию по городу.




Современная история Надыма ведет свой отсчет с осени 1967 года, когда почти пустующий в ту пору барачный поселок был выбран в качестве опорной базы для разработки газового месторождения Медвежье. Окруженный многочисленными озерами, поселок располагался на сухом возвышенном месте, что позволяло построить взлетно-посадочную полосу для авиатранспорта. В 1972 году рабочий поселок Надым получил статус города.





Вообще же на картах слово "Надым" появляется с конца XVII века. На карте Тобольской губернии за 1802 год Надым фиксируется уже как значительный населенный пункт на левом берегу низовья р. Надым. Сегодня это место соответствует 32-му километру от устья, ученые-историки называют его Надымским городищем [по материалам Geocaching.su].
Кстати, на обратном пути в Москву здесь же в Надыме мы встретились с ученым секретарем отделения Русского Географического Общества в ЯНАО Кузнецовым Игорем Геннадьевичем. Игорь рассказал много интересного о Ямальской земле и о проекте ЯНАО РГО «Лукоморье».
Памятник Министру газовой промышленности СССР Оруджеву Сабиту Атаевичу.




4 ноября 2004 в Надыме, в сквере у Свято-Никольского храма открыт памятникзнаменитому горожанину. В городе увековечили память Валерия Ремизова.
Он прожил недолгую, наполненную напряжённым трудом жизнь, пройдя путь от слесаря Надымского газопромыслового управления до одного из руководителей крупнейшей компании ОАО "Газпром« (с 1986 – 1993 г.г.).
Большая часть производственно-научной деятельности Валерия Ремизова связана с освоением месторождений Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна. Им написано свыше 40 трудов и публикаций по проблемам разработки крупных газовых месторождений. Кандидат технических наук награждён государственными наградами, удостоен почётных званий. Под его руководством в апреле 1992 г. был осуществлён пионерный выход на Ямсовейское газовое месторождение, сдано в эксплуатацию Юбилейное газовое месторождение, продолжалось обустройство полуострова Ямал.




Памятник Стрижову Владиславу Владимировичу – Генеральному директору производственного объединения Надымгазпром, открыт на 25-летие Надыма в  сентябре 1997 года.




«Знак многолетней дружбы и сотрудничества ОАО "ГАЗПРОМ" с населением и администрацией ЯНАО».




Обратите внимание, что в названии свитка, который держит в руке геолог, хорошо угадывается слово «Бованенковское месторождение» - крупнейшее нефтегазоконденстаное месторождение на полуострове, которое заработало в октябре 2012 года. Проектная мощность месторождения - до 140 млрд м³ газа в год.






Недостаток солнечных дней компенсируется яркостью красок зданий. Особенно хорошо это чувствовалось в Салехарде.




В музее «Дом природы».




Малица оказалась очень теплая. Она изготавливается из оленьих шкур шерстью внутрь. Что может быть теплее этой штуки?










Аргиш (или "олений обоз") бывает разных видов и для разных целей.



В Музее есть много экспонатов местных животных. А еще вот такая «фишка». По выражению сотрудников музея, «подсмотренная» в Музейно-выставочном комплексе имени Шимановского в Салехарде.



В Надыме мы еще раз встретились с журналистами.






Побывали у них в студии.






Кстати, гостиница, в которой мы останавливались, находится рядом с родильным домом.




В общем, дожидаясь приезда третьего экипажа, мы отлично и с пользой провели этот день в Надыме. Отсняли много материала для фильма, отдохнули от утомительного "забега", встретились вечером с местными одноклубниками и проверили состояние техники. Завтра нас ждал первый зимник Надым-Салехард.



Продолжение следует...

Возврат к списку

Комментарии (0)

Войдите

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

другие отчёты

3 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 1)

Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия

18 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 2)

Во второй части отчета речь пойдет:
- об Осударевой дороге - первой государственной дороге в Республике Карелия. Сейчас, когда мир окутан паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия трехсотлетней давности новых надежных морских торговых путей.
- о том, что же на самом деле произошло деревне Петровский Ям в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

19 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 1)

В первой части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по Кольскому полуострову, включая полуострова Средний и Рыбачий. Цель -- мыс Немецкий (самая северная точка европейской России) и хребет Муста-Тунтури, где в годы войны столкнулись две сильнейшие армии мира и развернулись кровопролитные сражения.

20 Декабря 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 2)

Во второй части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом. Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по полуострову Рыбачий. От мыса Немецкий до Цып-Наволока.
Маршрут: мыс Немецкий - Мыс Скорбеевский (заброшенный военный гарнизон) - Май-Наволок - Зубовская Губа - Цып-Наволок - полуостров Средний - Швабская дорога - Печенга.
Цель: посетить далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), пройти по военной немецкой дороге (Швабской дороге) и посетить военное кладбище в Печенге (Петсамо).

еще отчёты
Сервис звонка с сайта RedConnect