Вход

АВТОРИЗАЦИЯ

Регистрация Забыли свой пароль?
info@project4x4.ru
Пн-Пт:10-19/Cб-Вс:11-18
8 800 333 58 94 (Звонок по России бесплатно)

Часть 2: Крестный ход и старая Смоленская дорога

Продолжаем рассказ о нашем путешествии по местам боевой славы Отечественной войны 1812 года.


«В 1812 году наши воины, отступая из Смоленска, взяли с собой из церкви над вратами чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери, и этот образ прошел при полках 3-й пехотной дивизии весь путь с русскими армиями. Интересно, что в состав дивизии входила бригада под командованием Александра Тучкова 4-го, а сама дивизия входила в 3-й пехотный корпус, которым командовал старший из братьев - Николай Тучков 1-й. Именно перед этим образом накануне Бородинского сражения молились наши воины. А спустя 100 лет в 1912 году этот образ с Крестным ходом опять был пронесен по пути русской армии.»

10 августа 1812 года на Соловьевой переправе генерал Платов, командовавший нашим арьергардом, удерживал французов, переходивших вброд реку. Осенью 1812 года здесь же состоялся бой с французским арьергардом маршала Нея. 

Мы переночевали недалеко от Соловьево на берегу Днепра, утром попрощались с отбывающими в Москву экипажами и продолжили путешествие. Очередной точкой маршрута был город Дорогобуж. 



Соловьева переправа. 

«...С высокого холма в нескольких километрах от Днепра, наблюдал за ней Рокоссовский. На многие километры вокруг столбы черного дыма застилали небо: это горели подожженные врагом древние села Смоленщины.» 

В 1941 году при выходе из окружения советские войска потеряли здесь более 50-и тысяч (по некоторым источникам около 100 тысяч) бойцов и командиров.








Кстати, легендарные «Катюши» впервые были применены именно под Смоленском. 






По дороге мы обогнали Крестный ход и встретили его уже в Дорогобуже. 










Жители Дорогобужа встречали Смоленскую икону Божией Матери цветами и колокольным перезвоном.




«До 12 августа 1812 года Барклай-де-Толли и Багратион еще готовились к генеральному сражению. Но когда стали поступать сведения о том, что французы начинают обходить фланги, принимается решение не давать генеральное сражение у Дорогобужа, а отступить в сторону Вязьмы и искать место для сражения там.

13 августа 1812 года Мюрат вошел в оставленный жителями Дорогобуж. Продовольствия не было, и из мести Мюрат зажег город.»




Изучая войну 1812 года и Великую Отечетственную  войну, волей не волей задумаешься о магии чисел: Наполеон Бонапарт объявил войну России 22 июня (по старому стилю).





Из Дорогобужа мы отправились дальше по Старой Смоленской дороге в сторону Вязьмы. Надо сказать, что от Соловьево до Дорогобужа Старая Смоленская дорога асфальтирована и имеет номер Р-134. После Дорогобужа в районе Болдинского монастыря асфальт заканчивается, и дорога становится грейдером, а потом и вовсе превращается в лесную колею. 






Меловой (я так думаю)  завод на Старой Смоленской дороге. Дорога проложена в объезд. 






15 (27) августа 1812 года у Протасова моста между селами Станище и Беломир главные силы арьергарда русских войск под командованием М.И. Платова в течение семи часов сдерживали натиск превосходящего по численности авангарда наполеоновской армии, не позволяя неприятелю перейти реку Осьму. Во время сражения русская пехота неоднократно ходила в штыки, а кавалерия – в атаку, пока не получила приказ оставить позиции. В результате упорного боя наши войска смогли планомерно отступить в сторону Вязьмы. 





По дороге на Вязьму мы не могли не заехать на знаменитое Семлевское озеро, где по одной из легенд Наполеон при отступлении утопил сокровища, вывезенные из Москвы. Хотя эта легенда давно опровергнута учеными, но каждый год находятся желающие попытать в поисках свое счастье.

\






А дальше была Вязьма со своими великолепными церквями. 










Памятник "Доблестным предкам" (1913 год).






Оказалось, что подходящего места для генерального сражения до Вязьмы нет, и русские армии отступили в Вязьму. Подходящее место нашли позади Вязьмы, недалеко от Царева Займища, куда русские войска и отступили 17 августа 1812 года (по старому стилю). Именно в Царевом Займище командование русскими армиями принимает генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Начинается подготовка к генеральному сражению.


Продолжение следует.



Возврат к списку

Комментарии (0)

Войдите

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

другие отчёты

3 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 1)

Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия

18 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 2)

Во второй части отчета речь пойдет:
- об Осударевой дороге - первой государственной дороге в Республике Карелия. Сейчас, когда мир окутан паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия трехсотлетней давности новых надежных морских торговых путей.
- о том, что же на самом деле произошло деревне Петровский Ям в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

19 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 1)

В первой части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по Кольскому полуострову, включая полуострова Средний и Рыбачий. Цель -- мыс Немецкий (самая северная точка европейской России) и хребет Муста-Тунтури, где в годы войны столкнулись две сильнейшие армии мира и развернулись кровопролитные сражения.

20 Декабря 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 2)

Во второй части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом. Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по полуострову Рыбачий. От мыса Немецкий до Цып-Наволока.
Маршрут: мыс Немецкий - Мыс Скорбеевский (заброшенный военный гарнизон) - Май-Наволок - Зубовская Губа - Цып-Наволок - полуостров Средний - Швабская дорога - Печенга.
Цель: посетить далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), пройти по военной немецкой дороге (Швабской дороге) и посетить военное кладбище в Печенге (Петсамо).

еще отчёты
Сервис звонка с сайта RedConnect