Маршрут: мыс Немецкий - Мыс Скорбеевский (заброшенный военный гарнизон) - Май-Наволок - Зубовская Губа - Цып-Наволок - полуостров Средний - Швабская дорога - Печенга.
Цель: посетить далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), пройти по военной немецкой дороге (Швабской дороге) и посетить военное кладбище в Печенге (Петсамо).

" />
Вход

АВТОРИЗАЦИЯ

Регистрация Забыли свой пароль?
info@project4x4.ru
Пн-Пт:10-19/Cб-Вс:11-18
8 800 333 58 94 (Звонок по России бесплатно)

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 2)

День 15 (17.09.2011). Старт: 8:00. Время на маршруте: 8 часов. Пробег: 42 км. Ср. расход топлива (л): 23,9/100 км. Ср. скорость: 8,8 км/ч

Вечером моросящий весь день дождик внезапно переходит в сильнейший ливень. Хорошо, что мы уже поставили палатку. А те, кто не закончил ужин, доедают под поднятой дверью багажника нашего Discovery 3. Но самое интересное началось, как только мы легли спать.

Арктика показала свой характер. Ночью начался шторм. Температура резко упала до нуля. Ветер был такой силы, что, я думал, нас со штурманом унесет вместе с палаткой, как Элли с Татошкой. Спальники продувались насквозь, так что ночь получилась бессонной. Оставалось только прижимать собою пол палатки и завидовать остальным участникам экспедиции, ночующим в своих машинах.  



Утром все, как только поднялись, пошвыряли вещи в машины и тронулись в путь. О завтраке пришлось забыть. Единственное желание было скорее бежать от этого ветра и ливня как можно дальше. Дальше на север - до основной цели второго этапа оставалось совсем немного.




Вот он - мыс Немецкий. Самая северная материковая точка Европейской России. Край земли. Дальше только океан и Северный Полюс.


     
Именно здесь за все время путешествия Арктика предстала перед нами во всем своем величии. Именно здесь в полной мере ощущаешь беспомощность человечества перед силами природы. Кажется, будто цивилизация здесь просто не может прижиться. Об этом свидетельствует все: и брошенная техника, и опустевшие полуразрушенные военные городки, и огромная армейская свалка.




Промокшие до нитки, продрогшие и голодные мы решаем вернуться к перешейку полуострова и отогреться на расположенной там небольшой турбазе. Всю обратную дорогу едем разувшись, сушим ноги, перекусываем тем, что осталось от сухого пайка.

К сожалению, мы опять остаемся со штурманом одни. На турбазе нам приходится расстаться с другими экипажами и продолжить путешествие на одной машине. У кого-то возникли срочные дела, у кого-то заканчиваются отпуска. Каждый достиг своих целей. У одного из наших товарищей, например, была идея искупаться в Баренцевом море, и он ее мужественно осуществил на мысе Немецкий, не смотря на шторм и нулевую температуру.




На турбазе мы "экспроприировали" у отбывающих в Мурманск экипажей 50 литров солярки, немного коньяка из исправно служившей всем нам пятилитровой канистры, попрощались и отправились отогреваться в баню.





День 16 (18.09.2011). Старт: 9:50. Время на маршруте: 13 часов. Пробег: 82 км. Ср. расход топлива (л): 23,3/100 км. Ср. скорость: 8,8 км/ч.

На следующее утро выглянуло солнце. Догадываясь, что это ненадолго, мы поспешили снова на мыс Немецкий. Добрались довольно быстро, встретили несколько туристических групп из Мурманска и Москвы. Все спешили запечатлеть океан и увидеть берега Норвегии, пока светит солнце.

Мыс


Немецкий при свете солнце. Все тот же ветер, все те же волны.


   
Мыс Немецкий при свете солнца. Все тот же ветер, все те же волны.
 
Дальше наш путь пролегал вокруг полуострова через заброшенный военный городок недалеко от мыса Скорбеевский, через мыс Май-Наволок и Зубовскую губу. Нашей следующей точкой был далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), расположенный на восточной части полуострова.




 Брошенный военный гарнизон недалеко от мыса Скорбеевский. Таких гарнизонов очень много на полуострове.



 В домах можно найти брошенные вещи. В том числе и детские, как будто люди уходили отсюда в спешке. Хотя, конечно, это не так.




 Водопад недалеко от мыса Скорбеевский.




Я уже отмечал, что это, пожалуй, самый трудный участок всей нашей многодневной  экспедиции. На одной машине мы штурмовали каменистые броды, крутые подъемы и спуски, то и дело принимая огромные валуны на защиту. Зубовскую губу проходили уже в полной темноте, и нам очень повезло, что мы попали в отлив. Достаточно большой участок мы двигались по рыхлому мокрому песку - в натяг, без остановок, осознавая, что если что-то случится с машиной, надеяться на помощь не придется.

Хорошо, что у меня опытный штурман. Он проводил меня в полной темноте. Я гасил фары, чтобы его не слепить, и, слушая по рации команды, проходил огромные валуны и трещины в скальных выступах вслепую.
Дорога. Это цветочки. Когда начались ягодки, фотографировать времени уже не осталось.
Ночью мы дошли до Зубовки, наивно полагая, что там хоть кого-нибудь встретим. Там и заночевали в машине, на ощупь загнав ее на небольшой гранитный выступ, чтобы гарантированно не оказаться под утро в болоте по самые стекла.


День 17 (19.09.2011). Старт: 10:00. Время на маршруте: 13 часов. Пробег: 75 км. Ср. расход топлива (л): 28,6/100 км. Ср. скорость: 5,2 км/ч.

Поразительно, сколько диких, не боящихся человека, животных на полуострове. Ночью к нам приходил лисенок и почти что с рук ел сушки, а проснувшись утром, мы увидели, как в пятидесяти метрах от нас пасется стадо оленей.

Мы были вдвоем, на одной машине. Возможно, если бы мы стояли большим лагерем, таких удивительных встреч не случилось бы.

Позавтракав, мы отправились в Цып-Наволок. От Зубовки до него всего 20 километров, и дорога не представляет никаких трудностей, за исключением одного довольно глубокого брода рядом с Зубовкой.




Еще один брошенный военный гарнизон.




Цып-Наволок. Военная база, маяк. Вроде все, как на Немецком, только погода совсем другая и море, как будто, тоже. Тихо и спокойно в бухте.




 Старая метеостанция. Она построена еще в двадцатых годах прошлого века.

  


 Чудо-техника. Исправно работает и до сих пор в строю. Нас на этом "экспонате" даже покатали.




 Рядовой Петр.




 Замначальника базы Андрей.



Мы были в полной уверенности, что больше никаких трудностей дорога нам не подкинет. Довольно легко дошли до Цып-Наволока, хотя еще в Москве меня предупреждали, что дорога до него очень трудная. Где же те огромные лужи и болота, которыми нас запугивали?

Как оказалось, они никуда не делись. Когда мы вернулись от Цып-Наволока обратно к Зубовке и двинулись дальше, уже направляясь короткой дорогой к перешейку на Рыбачий, опять начались испытания на прочность.




Как это ни банально звучит - смеркалось. А у нас как вечер, так начинается "борьба за урожай" - бесконечные лужи с каменистым или болотистым дном, глубокими колеями от "Уралов", торчащей местами арматурой от бетонных плит, которыми когда-то пытались укреплять наиболее трудные места в болотах, а сейчас скрытыми под метровым слоем воды. А ведь мы, наивные, уже решили, что все сложное осталось позади, когда вчера ночью шли от мыса Скорбеевский до Зубовки.

Опять штурману приходилось промерять практически каждую лужу на предмет огромных камней и других сюрпризов и потом по памяти указывать мне сложную траекторию движения между ними. При этом лужи достигали в длину  40 - 50 метров, а иногда и глубина их становились больше метра, и штурманских забродников уже не хватало. Тогда нырял я в своих "телепузиках". Ситуация осложнялась тем, что при отсутствии деревьев или хотя бы кустарника застрять было никак нельзя - лебедку цеплять не за что, а якорь за болотистый мох не зацепишь.

В одной такой луже двигатель от гидроудара спас только шноркель. Машина правым боком упала в подводную колею от Урала, вода с правой стороны (как раз, где воздухозаборник) поднялся аж до пассажирских стекол.

Уже в полной темноте мы добрались до турбазы и рухнули спать. Ночью я несколько раз вскакивал. Мне снилась эта дорога.



День 18-19 (20-21.09.2011). Швабская дорога и Печенга. Старт: 11:30. Время на маршруте: 13 часов. Пробег: 80 + 172 (Печенга-Мурманск) км. Ср. расход топлива (л): 23,4/100 км. Ср. скорость: 8 км/ч.

Следующий день я считаю самым красивым из всех, проведенных на Кольском полуострове. С полудня светило яркое солнце, а на фантастически синем небе не было ни облака. Северная осень предстала во всем своем великолепии. Все это воспринималось как приз за все наши предыдущие труды.


В этот день мы тронулись в обратный путь. От базы "Озерки" через восточную часть полуострова Средний идет отличная грунтовая дорога. Абсолютная противоположность западному направлению.

На перевале у нас сломался ручник. Ручной тормоз - болезнь Discovery 3. Полагаю, что конструкторы не смогли бы внятно объяснить, для чего на автомобиле с огромным внедоророжным потенциалом ставить электронный ручник, который выходит из строя при любом попадании грязи, что, очевидно, неизбежно на бездорожье.  

Как пошутил один мой знакомый: "Если у Вас на Discovery 3 ни разу не ломался ручник - значит у Вас китайская подделка".

Кстати, если ехать с материка на Средний, то в начале этого перевала есть беседка, которая находится на "пьяном" ручье. Пьяным он называется потому, что здесь по традиции всегда останавливаются и со словами: "Ну, пронеси", опрокидывают 50 грамм за успешное преодоление перевала.

На перевале встретили экспедицию на новеньких Great Wall. Именно там мы и познакомились с журналистами из журнала


"Полный привод 4х4". Они нас предупредили, что на старой немецкой дороге мосты отсутствуют как класс.



На перевале встретили экспедицию на новеньких Great Wall. Именно там мы и познакомились с журналистами из журнала "Полный привод 4х4". Они нас предупредили, что на старой немецкой дороге мосты отсутствуют как класс.

Старая немецкая дорога, проходящая с юго-западной части хребта Муста-Тунтури, была построена за три коротких северных лета: с 1942 по 1944 годы. Эта так называемая "Швабская дорога", сложенная из плотно подогнанных друг к другу камней, служила Вермахту для подвоза продовольствия, боеприпасов и снаряжения к хребту Муста-Тунтури, а также для эвакуации раненых. Часть этой дороги подходит к подножью Большая Муста-Тунтури. Муста-Тунтури включает Малую, у подножья которой находится Музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий, Среднюю и Большую - место максимальной концентрации землянок и дотов боевого охранения хребта. Помимо этой дороги на Кольском полуострове было построено еще несколько немецких военных дорог. Наиболее известные из них "Русская дорога" (Russenstrasse) и "Адольф Гитлер".



Если "Русская дорога" и "Адольф Гитлер" на сегодня сильно разбиты (наши военные любят по ним кататься на тяжелой технике), то "Швабская дорога" - эталон того, как должна выглядеть грунтовка. Заметим, что за 67 лет она ни разу не ремонтировалась. При этом если бы не разобранные мосты, которые, кстати, разобрали пограничники, дабы всякие туристы не могли ездить, по ней спокойно может проехать практически любой автомобиль.




Отсутствия мостов и делает ее доступной только для внедорожников, поскольку объезд по каменистым бродам доставит вам много незабываемых моментов.

"Немецкая" сторона Муста-Тунтури. Здесь больше трех лет шли ожесточенные бои.



 Вечер надвигается быстро и незаметно.



 Еще одни объезд разрушенного моста.

Помимо "веселых" объездов некоторые сложности может доставить брод через ручей перед Печенгой. Здесь важно "поймать" отлив, потому что глубина брода в зависимости от положения Луны изменяется от банальных 30-40 см до 1,5 метров. Мы подъехали к броду поздно вечером и удачно попали в отлив. Но переправиться не смогли, потому что на другом берегу располагается военный полигон, и военные никого не пропускали, поскольку именно в этот момент на полигоне велись стрельбы. Пришлось заночевать на берегу. Зато здесь мы познакомились с ребятами из Мурманского внедорожного клуба Nordstream Off-road, и утром местный краевед Дмитрий Дунаев рассказал нам много интересных историй и легенд, связанных с боевыми действиями в Заполярье. Его рассказ вошел в фильм.

Если когда-нибудь будете в Печенге, посетите военное кладбище. Мемориалы советским и немецким солдатам находятся на одной площадке, возможно, символизируя то, что среди мертвых уже нет вражды.




День 20-21 (22-23.09.2011). Старт: 11:10. Время на маршруте: 30 часов. Пробег: 2000 км. Ср. расход топлива (л): 10,5/100 км. Ср. скорость: 85 км/ч.
Эпилог. Вот и настала пора проститься с севером. Нас ждет тридцатичасовой перегон и почти две тысячи километров пути в Москву. Мы сделали то, зачем затевали всю эту экспедицию: установили мемориальную плиту с именами погибших в Петровском Яме в Карелии, добрались до мыса Немецкий, обошли весь полуостров Средний и полуостров Рыбачий, записали рассказы очевидцев и краеведов о войне в заполярье, отсняли много видеоматериалов для фильма.

На север можно ездить каждый год и открывать для себя что-то новое. Я надеюсь когда-нибудь проехать "Русской дорогой" (в этот раз мы не смогли этого сделать из-за военных учений), увидеть Хибины, покорить знаменитую трассу "1000 ручьев", прикоснуться, к глади Белого моря. 

До свидания, Кольский. Не прощай. Экспедиция "Война за Полярным кругом" окончена.

Хотелось бы еще раз поблагодарить всех, кто нас поддерживал:

1. Международный клуб Land Rover и лично его президента Дмитрия Захарова.

2. Эколого-Социалистическое движение России (ЭСДР).

3. Русское Географическое Общество.

4. Клуб "4x4trek" и лично Олега Кириченко.

5. Компанию ООО "АСМ" и генерального директора Воробьева Владимира Леонидовича за снабжение экспедиции туристическими сублимированными продуктами.

6. Компанию "Память", директора компании Лаптева Виктора Васильевича и начальника производства Зайцеву Марину Сергеевну за помощь в изготовлении мемориальной плиты для установки в Петровском Яме.


Автор статьи: Никита Кузнецов.
Возврат к списку

Комментарии (0)

Войдите

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

другие отчёты

3 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 1)

Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия

18 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 2)

Во второй части отчета речь пойдет:
- об Осударевой дороге - первой государственной дороге в Республике Карелия. Сейчас, когда мир окутан паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия трехсотлетней давности новых надежных морских торговых путей.
- о том, что же на самом деле произошло деревне Петровский Ям в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

19 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 1)

В первой части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по Кольскому полуострову, включая полуострова Средний и Рыбачий. Цель -- мыс Немецкий (самая северная точка европейской России) и хребет Муста-Тунтури, где в годы войны столкнулись две сильнейшие армии мира и развернулись кровопролитные сражения.

3 Сентября 2012

Часть 1: Мир, Несвиж и Смоленск

К двухсотлетнему юбилею Отечественной войны 1812 года команда Проекта 4х4 «По дорогам и бездорожью истории» сняла новый фильм.   Мы прошли весь путь великих армий, показав в фильме войну 1812 года через призму человеческих судеб.  При этом, используя возможности внедорожников,  мы добрались до труднодоступных мест, связанных с событиями того времени. 

еще отчёты
Сервис звонка с сайта RedConnect