" />
Вход

АВТОРИЗАЦИЯ

Регистрация Забыли свой пароль?
info@project4x4.ru
Пн-Пт:10-19/Cб-Вс:11-18
8 800 333 58 94 (Звонок по России бесплатно)

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 1)

Итак, мы на Кольском полуострове. Наша цель - далекий, но манящий мыс Немецкий и Баренцево море.


День 12 (14.09.2011). 
Долина Славы - Долина Смерти.
Старт: 11:00.
Время на маршруте: 9 часов.
Пробег: 116 км.
Ср. расход топлива (л): 13,8/100 км.

Ср. скорость: 21,9/100 км.

После утомительного ночного перегона мы выспались в уютной гостинице Мурманска и, проверив технику, 14 сентября вышли нашим экипажем на маршрут второго этапа экспедиции. За городом встретились с третьим московским экипажем - ребята ждали нас вторые сутки, немного рыбачили, собирали грибы. Вместе мы быстро добрались до первой точки маршрута  - мемориала "Долина Славы".


На заправке в Мурманске.








Легендарная Полярная дивизия сыграла огромную роль, остановив в сентябре 1941 года наступление горных егерей дивизии "Эдельвейс" Вермахта на Мурманск. Но мало кто знает, что сформирована она была из ополчения.






Мемориал "Долина Славы".




Многие уверены, что Долина Славы - это долина реки Западная Лица, где находится одноименный мемориал. Но на самом деле это не так. Долина Славы - переименованная в 1965 году Долина смерти. 

В паре километров на северо-восток от мемориала в долине находится высота с отметкой 183,6 метра. На этой высоте есть озеро, из которого к подножию стекает ручей. Внизу ручей поворачивает и струится вдоль шоссе на север, где через полтора километра впадает в другое небольшое озеро. Вот долина этого безымянного ручья и получила такое мрачное название - Долина смерти.

Конечно, мемориал меньше мемориалов на Мамаевом Кургане или на Поклонной горе, но по эмоциональному воздействию ничуть не уступает более известным комплексам.




Схема Петсамо-Киркенесской операции, в ходе которой враг был изгнан с Печенгской земли.




Многие, наверное, зададутся вопросом: а что делает тяжелый танк в местах, где сплошные болота? Есть одна интересная легенда, связанная с тем, как сюда попали эти танки, о ней мы рассказываем в фильме "Война за Полярным кругом".




Войну в Заполярье называют "позиционной". И еще "лейтенантской". Здесь не было ярких побед генералов, а решения часто приходилось принимать младшему офицерскому составу, чтобы обеспечить локальные победы над противником. Ожесточенная борьба велась за каждую сопку, а погибших не успевали хоронить. Зачастую мертвых закапывали просто в снег, чтобы не долбить мерзлоту.





Одним из таких кровавых мест был так называемый  "Железный шлем" - укрепление фашистов на одном из скальных образований на берегу реки Западная Лица. Трехъярусный форт с искусственными пещерами, вырубленными прямо в скале, с траншеями, дотами и колючей проволокой по периметру - он на самом деле издали напоминает немецкий шлем. А железным его называли, наверное, потому что взять его нашим солдатам было очень непросто.  

Пещера. Здесь солдаты Вермахта могли выдержать любую бомбежку.




Отсюда простреливалась вся долина.






У мемориала "Долина Славы" нас догнал второй экипаж, благополучно закончивший ремонт, и мы тремя машинами продолжили путь на север. 


С обеих сторон  дороги постоянно встречаются братские могилы, мемориалы, и памятные знаки.

В погранзону проехали без проблем. Пропуска, которые раньше надо было оформлять за несколько недель до поездки,  уже несколько лет как для граждан России отменили. При себе нужно иметь только паспорт. Пограничник на КПП пожелал нам счастливого пути и предупредил, что в районе идут военные учения. Сразу за КПП свернули с шоссе в сторону к полуострову Средний. Начался край грунтовых дорог, и асфальт мы увидим теперь не скоро.

На ночевку остановились перед выходом на перешеек к полуострову Средний, недалеко от поселка Новая Титовка, и утром отправились через перевал дальше на север. 

День 13 (15.09.2011). Муста-Тунтури.
Старт: 10:00.
Время на маршруте: 11 часов.
Пробег: 28 км.
Ср. расход топлива (л): 38,2/100 км.

Ср. скорость: 13,8/100 км.

Почти весь день стояла пасмурная погода. Через перевал мы проходили в сплошном тумане. Видимость была почти нулевая.




Кто бы что не говорил, а лучшее время для посещения Кольского полуострова, как и Карелии - осень.


Дорога делает несколько крутых поворотов, туман рассеивается, и перед нами открываются бескрайние просторы Баренцева моря и расцвеченные разноцветным мхом и лишайниками скалы полуострова Средний.  Природа меняется до неузнаваемости. Казалось бы, всего несколько километров пути, а ты попадаешь в совсем другой мир.









Наша команда. Экипаж 1: Никита и Максим Кузнецовы (LR Discovery 3), Экипаж 2: Полина Воеводская и Илья Пойда (Isuzu Trooper), Экипаж 3: Олег и Евгений Демянковы (Nissan Patrol Y60).




Наша цель - мыс Немецкий. Туда мы запланировали добраться западным берегом полуострова Средний, пройти вдоль Большой Волоковой губы до полуострова Рыбачий и по его западному берегу дойти до самой северной материковой точки европейской части России. А очередная наша остановка - хребет Муста-Тунтури и Музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий.



Дорога до музея доступна всем без исключения внедорожникам. Единственный брод, да и то с жестким дном. 

Юрий Александрович Кобяков - хранитель музея. Именно ему все обязаны тем, что этот музей существует. Несколько часов Ю.А.Кобяков рассказывал нам про ожесточенное противостояние двух сильнейших армий мира, которое длилось долгие четыре года и закончилось знаменитой операцией. О разгроме немецко-фашистских захватчиков и прорыве блокады полуостровов  (хребет закрывал доступ с материка к полуостровам Средний и Рыбачий). В ходе Петсамо-Киркенесской операции наши войска вошли в Киркенес, а немцы отступали разными тропами через Норвегию.



Погранстолб. На Кольском полуострове остались места, где враг так и не смог переступить границу СССР.




Бронещитки весом 15 кг. Их использовали наши солдаты, воюя на голых скалах. От пуль не спасали, но давали защиту от осколков и камней. Немецкий огнемет (слева). Все это и многое другое до сих пор лежит в Долине Смерти и на Хребте Муста-Тунтури.












Хребет Муста-Тунтури (в переводе с финского Черная гора) - это музей под открытым небом. Здесь гильзы и осколки устилают скалы ковром, а ступать надо аккуратно, чтобы не сорваться с обрыва или не напороться на ржавеющую колючую проволоку.










Юрий Александрович может по праву гордиться своим музеем, а еще новой часовенкой Александра Невского, которую здесь возвели в 2007 году офицеры "Вымпела".




Команда экспедиции с Юрием Александровичем и его супругой Валентиной Ивановной.



На хребте мы провели почти весь день. На ночевку встали недалеко от красивого водопада в нескольких километрах от музея.


День 14 (16.09.2011). Батарея Поночевного и Нойды.
Старт: 10:50.
Время на маршруте: 10 часов.
Пробег: 63 км.
Ср. расход топлива (л): 20,6/100 км.

Ср. скорость: 6,8/100 км.



Утром, пополнив у водопада запасы воды, мы отправились дальше по западной стороне полуострова Средний. Дорога вдоль берега не особенно трудная. Забегая вперед скажу, что самый трудный участок находится на полуострове Рыбачий - это дорога от Мыса Скорбеевский до Зубовки (через мыс Май-Наволок и Зубовскую губу). А здесь основная проблема - это часто встречающиеся достаточно крупные камни.




Вот и легендарная батарея лейтенанта Поночевного, которая открыла счет уничтоженным вражеским кораблям в первый же день войны. За все время боевых действий расчет береговой батареи (ББ) уничтожил 38 кораблей противника. Один из орудийных стволов батареи до сих пор хранится в составе монумента на воинском кладбище. Это отмеченный тридцатью восемью звездочками 113 мм "Виккерс" 1918 года выпуска, единственный сохранившейся в России. 


Батарею Поночевного демонтировали после войны, а недалеко от нее была установлена современная ББ. В 70-х годах, как только появились ракетные гарнизоны, эта батарея была законсервирована.










Кстати некоторые туристические агентства, рекламируя свои туры по Кольскому полуострову, до сих пор называют эту законсервированную ББ батареей Поночевного. 

Батарея остается позади, а мы медленно поднимаемся на северную оконечность Среднего - мыс Земляной. Дорога делает резкий поворот и уходит практически в обратную сторону и вниз ближе к морю. Дальше мы движемся по берегу - справа океан, а слева черная каменная стена. Следующая отметка нашего путешествия - каменные останцы на берегу океана, так называемые нойды - наследие древних саамских шаманов. Нойды у древних саамов дословно означает "колдун".

Вот они: тридцатиметровые останцы. В народе их называют "Два брата".





По древней легенде нойта Киипери-Укко и нойта Киипери-Акка - это шаман и его суженая, заколдованные другими шаманами в наказание за их злодеяния. Многие века это место считалось священным для саамского народа.



Уже ближе к вечеру, пройдя вдоль Большой Волоковой губы, мы попадаем на полуостров Рыбачий. Грунтовая дорога становится намного лучше, а скорость передвижения увеличивается до 40 км/ч. Впервые с момента въезда в погранзону.

















На Рыбачьем очень трудно найти удобное место для лагеря. Если на Среднем еще встречаются низкорослые деревья и кустарник, то здесь сплошная тундра, по которой гуляет сильнейший северный ветер. Найдя недалеко от берега небольшую низинку рядом со старым финским ДОТом, мы останавливаемся на ночевку. Это единственное место, подходящее для лагеря. И, похоже, последнее место ночевок тех путешественников, кто направляется на край земли – мыс Немецкий. Об этом свидетельствуют несколько кострищ, срубленные стол и лавки, а также запасенные дрова.





Возврат к списку

Комментарии (0)

Войдите

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

другие отчёты

3 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 1)

Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия

18 Ноября 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Республика Карелия (Часть 2)

Во второй части отчета речь пойдет:
- об Осударевой дороге - первой государственной дороге в Республике Карелия. Сейчас, когда мир окутан паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия трехсотлетней давности новых надежных морских торговых путей.
- о том, что же на самом деле произошло деревне Петровский Ям в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

20 Декабря 2011

Экспедиция "Война за Полярным кругом". Кольский полуостров (Часть 2)

Во второй части отчета "Экспедиция "Война за Полярным кругом. Кольский полуостров" рассказывается о путешествии по полуострову Рыбачий. От мыса Немецкий до Цып-Наволока.
Маршрут: мыс Немецкий - Мыс Скорбеевский (заброшенный военный гарнизон) - Май-Наволок - Зубовская Губа - Цып-Наволок - полуостров Средний - Швабская дорога - Печенга.
Цель: посетить далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), пройти по военной немецкой дороге (Швабской дороге) и посетить военное кладбище в Печенге (Петсамо).

3 Сентября 2012

Часть 1: Мир, Несвиж и Смоленск

К двухсотлетнему юбилею Отечественной войны 1812 года команда Проекта 4х4 «По дорогам и бездорожью истории» сняла новый фильм.   Мы прошли весь путь великих армий, показав в фильме войну 1812 года через призму человеческих судеб.  При этом, используя возможности внедорожников,  мы добрались до труднодоступных мест, связанных с событиями того времени. 

еще отчёты
Сервис звонка с сайта RedConnect